олимпиады по русскому языку 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку 5 класс 2009 год

I ТУР

Диктант

Одуванчик.

    Любой цветок, если внимательно  к нему приглядеться, копирует солнце. Одуванчик больше всего среди других цветов похож на солнце.

    Цветок этот знаком всем. Неприхотлив он до крайности. Ему и луга для жизни подходящи, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Трудно, наверное, найти место, где он не мог бы расти. Оставил нерадивый строитель груду мусора, кирпич битый, а одуванчик тут как тут.

    А название у него не желтоцвет, не солнцесвет, а просто одуванчик. Завиваются у цветка золотистые кудри, а пчёлы их разглаживают.

   Но пройдет время, отцветет под жарким солнцем одуванчик, ветерок сорвёт седую шапку, и улетят во все стороны семена- парашютики.

   Цветок этот полезен, нужен людям. Из молодых листьев готовят вкусный салат. Во Франции, Германии, Индии одуванчики выращивают на специальных плантациях.    

По  Саломее Нерис

  1. Определите тему текста.
  2. Выпишите сложные имена существительные.

 

 

Школьная олимпиада по русскому языку 5 класс 2009 год

II ТУР

  1. В каком слове есть только твердые согласные звуки ?

а) мел    б) матч      в) можешь   г) тема

  1. В каком слове ударение падает на второй слог ?

а)форзац         б)красивее         в)средства    г)положила

  1. Лексическое значение какого слова определено верно?

а) Флора- животный мир.

б) Гравий- мелкие камни, употребляемые в строительных и дорожных

работах.

в) Лиловый- голубоватый или зеленоватый цвет..

г) Изморозь- очень мелкий дождик..

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

а) в обеих сумках          в) с пятьюстами городами

б) едь в город                 г) не хватило полотенец

5.   Разберите слова по составу:

Приморский, переоценка, разулыбаться, перчик, вскоре, разница, носоглотка.

6.  Вставьте пропущенные буквы в слова, определите часть речи.

Изд…лека, нав…ждение, насл…ждаться, деш…вый, б…рдовый, сгущ..нка, уск..кать, оп…здать, бе…вкусный, изл…жение.

7.  Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы они

составили текст.

а) Никто ни  единого звука не  слышит и даже не слушает.

б) Они великолепно понимают друг друга: они читают.

в) И всё же люди оживлённо беседуют.

г) Бывает так: никто ничего не говорит.

1) г, а, б, в     2)а, в, б, г          3)г, а, в, б         4) г, в, б, а

8.  Расставьте знаки препинания в предложении, произведите синтаксический разбор

Оставил своё гнёздышко соловей прилетел к вороньему гнезду сел рядом с воронёнком и запел чудесную песню.

9. Кто создал славянскую азбуку.

10.Вспомните строки из поэмы А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»:

И 30 витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных...

Как выходят витязи? Подберите однокоренные слова, которые поясняют слово «чреда».

11.Как вы понимаете пословицу: Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.


Предварительный просмотр:

                Ответы к заданиям 5 класс

Школьная олимпиада по русскому языку 2009 год

I ТУР

Сумма баллов за диктант-20

За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл

За каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла

За правильный ответ на первый вопрос прибавляем 3 балла.

За правильный ответ на второй вопрос прибавляем 2 балла.

        

 Максимальная сумма баллов за I тур-25

                                        II тур

  1. В- 1 балл
  2. Б- 1 балл
  3. Б- 1 балл
  4. Б- 1 балл
  1. Разберите слова по составу:

При-мор-ск-ий, пере-о-цен-к-а, раз-улыб-а-ть-ся, перч-ик, в-скор-е, разн-иц-а,

нос-о-глот-к-а.

За каждое верно разобранное слово- 1 балл.

  1. Издалека (нар.), наваждение (сущ.), наслаждаться (гл.), дешёвый (прил.),

   бордовый (прил.), сгущёнка (сущ.), ускакать (гл.), опоздать (гл.),

   безвкусный ( прил.), изложение( сущ.).

                                          За верно указанную букву-0, 5 балла;

                                          за верное определение части речи- 0,5 балла

      7.  3)  г, а, в, б       - 1 балл  

8.  Оставил своё гнёздышко соловей, прилетел к вороньему гнезду, сел рядом с воронёнком и запел чудесную песню.( Повеств., невоскл., простое, распростр., с однородн. сказуем.)

    Все верно- 4 балла;

    Верно выполнена треть разбора- 3 балла;

    Верно выполнена половина – 2 балла;

   Указаны главные члены предложения- 1 балл

      9. (Кирилл и Мефодий)                                                        2 балла

10. (Витязи выходят по очереди, друг за другом.           2 балла

              Очередь, череда, чередование...)                                +2 балла  (Итого: 4 б.)

  11. За верное понимание пословицы и правильное изложение  - 4 балла.

   

                                   Максимальное количество баллов – 36 баллов.

Итого за оба тура- 61 балл.


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку 6 класс 2009 год

I ТУР

Диктант

Трясогузка

В тростнике вдоль речки бежит небольшая стройная птичка. У нее длинные тонкие ноги и очень длинный хвост. Она беспрестанно покачивает своим черным хвостиком и склевывает насекомых, пауков, гусениц.

Трясогузки прилетают к нам с юга ранней весной. Только реки начинают освобождаться ото льда, а трясогузки уже здесь. Небольшими стайками бегают они по льду, по берегам рек и прудов, разыскивают себе пропитание.

Через месяц после прилета трясогузки вьют себе гнезда недалеко от воды: под мостами, в дровах, в кучах хвороста.

Внутри гнездышко выстилают шерстью животных и конским волосом. Через месяц появляются птенцы. Они ужасные обжоры. Заботливым родителям приходится более трехсот раз в день приносить своим ненасытным детям еду.

Отличить птенцов от взрослых птиц нетрудно. У них куцые хвостики и неяркое оперение. В конце лета трясогузки собираются в небольшие стаи и улетают в теплые страны.

По   В.Кологриву

1. Определите тему текста

2. Поберите синонимы к словам  НЕНАСЫТНЫЕ, НЕЯРКОЕ

Школьная олимпиада по русскому языку 6 класс 2009 год

II ТУР

  1. В каком слове буква З обозначает звонкий согласный [з]?

а) груз

б) погрузка

в) арбуз

г) грузовой

2. В каком слове неправильно поставлено ударение?

 а)тОрты

б) жалюзИ

в) бАловать

г) приговОр

3.  Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющий

     сосредоточиться, выражающий невнимательность»?

        а) равнодушный              в) ленивый

       б) апатичный                   г) рассеянный

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

 а) с шестьюстами словами

б) много помидоров, мандаринов, яблоков, лимонов

в) знаменитые профессора

г) превосходнейший результат

5. Произведите морфемный разбор:

      Грузоподъемник, предположить, набережная, огурчик, волнение, загадка,

       выкупила.

6.  В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    а) объед…нение, соб…рать, изм…рять, пр…открыть.

    б) заг…релый, отр…сль, подск…чить, выбр…сить

    в) и…жарить, бе…вкусица, ра…гибать, сколь…кий

    г)реш…тка, алыч…вый, крыж…вник, ноч…вка

 7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы

получился текст?

а) Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчёлами,

мелькающими среди цветов и листьев.

б) Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветёт липа.

в) Незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльскому

разнотравью.

г) В тихую,безветренную погоду несметное количество пчёл слетается

сюда на работу.

 1) АБГВ      2) БВГА        3)ВАБГ      4)ГАБВ

 8. Расставьте знаки препинания в предложении, произведите синтаксический разбор.

Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу.

9. Как в древнерусском языке назывались подчеркнутые грамматические формы?

     Что тебе надобно, старче? (А.С.Пушкин)

     Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. («Слово о полку Игореве...»)

Как называются подчеркнутые слова в современном русском языке?

10. Из какого языка заимствованы данные слова? Рядом запишите их древнерусские варианты (пары).

          Врата, страна, здравие, страж, враг.        

11. О чем может рассказать орфоэпический словарь?


Предварительный просмотр:

Ответы к заданиям 6 класс

Школьная олимпиада по русскому языку 2009 год

I ТУР

Сумма баллов за диктант-20

За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл

За каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла

За правильный ответ на первый вопрос прибавляем 3 балла.

За правильный ответ на второй вопрос прибавляем 2 балла.

        

 Максимальная сумма баллов за I тур-25

II тур

  1. Г- 1 балл
  2. В- 1 балл
  3. Г- 1 балл
  4. Б- 1 балл

  5. Произведите морфемный разбор:

      Груз-о-подъ-ем-н-ик, пред-по-лож-и-ть, на-береж-н-ая, огурч-ик, волн-ени-е, за-гад-к-а,

      вы-куп-и-л-а.

За каждое верно разобранное слово – 1 балл

6.  Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    а) объединение, собирать, измерять, приоткрыть.

    б) загорелый, отрасль, подскочить, выбросить

    в) изжарить, безвкусица, разгибать, скользкий

    г)решётка, алычовый, крыжовник, ночёвка

Верно определены буквы и ряд- 2 балла, верно указан ряд – 1 балл

 7. 2 ) БВГА   - 1 балл

8. Расставьте знаки в предложении, произведите синтаксический разбор.

Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

    Все верно- 4 балла;

    Верно выполнена треть разбора- 3 балла;

    Верно выполнена половина – 2 балла;

   Указаны главные члены предложения- 1 балл

9 В древнерусском языке это имена существительные ед. ч. звательного падежа. В СРЯ — это обращения, выраженные существительными в И.п., ед.ч.)

2 балла + 2 балла. Итого: 4 балла.

10. Данным старославянским словам соответствуют следующие древнерусские варианты: ворота, сторона, здоровье, сторож, ворог)    2 балла + по 1 баллу за каждое правильно названное древнерусское слово. Итого: 7 баллов.

11. Правильный и развернутый ответ на вопрос – 3 балла.

Максимальное количество баллов- 30 баллов

Итого за оба тура- 55 баллов


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку 7 класс 2009 год

 

I ТУР

Комплексный анализ текста

Помню застигнувшую нас в д…роге грозу.

Я с…дел с матерью в деревя(н,нн)ом сарае под солом(ен,енн)ой крышей.  В открытых в…ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать и  приж…мала  меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя  к тяжким раскатам грома  к ра..дирающему слух треску ударов к бе…покойному шуршанию мышей в овс(ян,янн)ой соломе.

Поднявшись мы увидели в воротах алмазную сетку дождя а сквозь пр…зрачные капли уже сияло и перел…валось лучами радо(с, ст)ное летнее со…нце.

Отец запряг  напуга(н,нн)ых грозой лошадей  которые (не)терпеливо и бе…покойно переступали ногами. Еще веселей пок…залась обсаже(н,нн)ая березами  омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом а яркое со…нце бл…стело на спинах бодро б…жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом и гл…дел на бл…стевшую лужами изв…вающуюся впереди дорогу на уходившую темную  освеще(н,нн)ую солнцем и все еще грозную тучу на столб белого дыма подн…мающегося  (в)далеке над зажже(н,нн)ым грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне чудесном солнечном мире.

                                                          (И.Соколов-Микитов)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Определите тему текста. Озаглавьте текст.

____________________________________________________________________________

  1. Определите стиль речи.________________________________________________
  2. Определите тип речи..___________________________________________________
  3. Выпишите из текста пример метафоры, эпитета, олицетворения

II ТУР

1.Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:

  а) вечный – 6 букв, 7 звуков;

  б) каюта – 5 букв, 6 звуков;

  в) въезд – 5 букв, 4 звука;

  г) дорогое – 7 букв, 7 звуков.

2.В каком глаголе ударение стоит не на том же месте, что у остальных?

а) лавировать; б) грассировать; в) копировать; г) премировать; д) датировать

3. Укажите неверное толкование лексического значения слова:

а) папье-маше - пластичная масса из бумаги и клеящих веществ, применяемая для изготовления бытовых и художественных изделий

б) арьергард - часть сухопутных войск или флота, которая находится позади главных сил, прикрывая их с тыла

в) пасьянс - разложенные по определенным правилам для развлечения или гадания игральные карты

г) монпансье - обращение или форма вежливого упоминания по отношению к мужчине во Франции и в некоторых других странах.

4. Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок.

а) Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.

б) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале "Природе".

в) Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.

г) Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

5.В каком из слов отсутствует окончание:

а) головой ; б) порой; в) речной; г) шестой; д) голубой.

6.В каком предложении слово ИХ является личным местоимением?

а) Они похожи на ожившие цветы,  причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная.

б) А чешуйки – это и есть самое главное в их наряде- та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений пальцев некоторых «любителей» бабочек.

в) Крылья их стеклянно – прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами.

г)Сверкают серебряные и золотые узоры, как на драгоценной парче; их можно увидеть в лупу.

7.Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения:

Луч луны блуждал по гостиной  переползал через медные шары украшавшие спинку кровати  и неожиданно ударил Муми-троллю в лицо.

8. Река Смородина, знакомая вам по былинам и по сказкам, не конкретное географическое название. Это река эпическая, зловещая. Что означает ее название?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. К какой части речи в современном русском языке относятся слова горячий, лежачий, колючий? К какой части речи принадлежат эти слова в древнерусском языке?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

10.Вставьте пропущенные буквы и укажите ряд, где во всех словах пропущена буква А?

а) упр…щать, сопров…ждать, изб…влять

б) возгл…влять, препод…вать, сост…влять

в) подг…нять, д…лина, об…ятельный

г) п…лисадник, оч…ровательный, позд…роваться

11.    Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них в 3 – 5 предложениях.


Предварительный просмотр:

Ответы к заданиям 7 класс

Школьная олимпиада по русскому языку 2009 год

I ТУР

Сумма баллов за работу с текстом -20

За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл

За каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла

За правильный ответ на второй вопрос прибавляем 1 балл.

За правильный ответ на третий вопрос прибавляем 1 балл.

За правильный ответ на четвертый вопрос прибавляем 1 балл.

За каждый правильно выписанный троп по одному баллу 3 балла.

 Максимальная сумма баллов за I тур-26

      Ключ к олимпиаде   7 класс

                                                  I тур

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей.  В открытых воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать и  прижимала  меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло и переливалось лучами радостное летнее солнце.

Отец запряг  напуганных грозой лошадей,  которые нетерпеливо и беспокойно переступали ногами. Еще веселей показалась обсаженная березами,  омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, а яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом и глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную,  освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажженным грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне чудесном солнечном мире.

(И.Соколов-Микитов)

II тур

1.Б- 1 балл

2.Г- 1 балл

3. Г- 1 балл

4. А- 1 балл

5.Б- 1 балл

6.Г- 1 балл

7.Луч луны блуждал по гостиной, переползал через медные шары, украшавшие спинку кровати,  и неожиданно ударил Муми-троллю в лицо.

    Верно выполнена треть разбора- 4 балла;

    Верно выполнена половина – 2 балла;

   Указаны главные члены предложения- 1 балл

8. Ответ дает история языка. Чередование полногласия и неполногласия в корне слова: Смородина — Смрадная. От смрад — дурной, плохой запах)  2 балла.

9. В СРЯ это прил., а в древнерусском  это были причастия).  1 балл + 3 балла.

10..Вставьте пропущенные буквы и укажите ряд, где во всех словах пропущена буква А?

а) упрОщать, сопровОждать, избАвлять

б) возглАвлять, преподАвать, состАвлять

в) подгОнять, дОлина, обАятельный

г) пАлисадник, очАровательный, поздОроваться

Верно определены буквы и ряд- 2 балла, верно указан ряд – 1 балл

11.Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них в 3 – 5 предложениях.

 Правильный и развернутый ответ на вопрос – 6 баллов.

Максимальное количество баллов- 23 балла

Итого за оба тура – 49 баллов


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку 8 класс 2009 год

I ТУР

Комплексный анализ текста

       Золотой осен…ий денек. Кругом тиш…на. Лиш… изредк… прокурлыч…т в небе отлетающие журавли. Земля принесла свои богатые плоды и теперь точно соб…рается на покойи отдых.

       Дорога мягкая, словно хороший ковер. Дожди см…Чили землю и теперь она скрадыва…т топот конских копыт и ш…рох собачьих ног.. Лес сильно пор…дел но все еще р…скошен в своем осен…ем уборе. Яркими полосами уходят (в)даль сизые зеленя покрытые ночной росой. В глубоко дыш…щую грудь проникает густой воздух и пряный аромат ув…дающей листвы.

        То появит…ся в разрывах обл…ков солнце то опять закро…т их бегущая мас…а. Вот побежал по вершинам деревьев солнечный луч и (красно) лиловая листва заискрилась забл…стала. Потом луч сош…л с леса побежал по полям засверкал на яркой зелени оз…мей. (За) тем взлетел на пригорок пропал показался еще раз и скоро потух скрывшись (по) ту сторону возвышенности. На (не) которое время все опять поблекло пот…мнело. Потом тучки опять сошли открыли солнце и (во)все стороны побежали широкие з…лотые полосы.

                                                                                                  (По Н. Минху)

  1. Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль речи. Докажите.__________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

4.        Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ.

_________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-____________

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___

II ТУР

1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

СТЕНА, РАСШИТЬ, СБИТЬ.

2. Прочитайте заимствованные слова, запишите их в 2 столбика:

а) слова, в которых отсутствует смягчение перед Е;

б) слова, в которых смягчается согласная перед Е.

ШИНЕЛЬ, ФАНЕРА, КУПЕ, РЕКВИЕМ, ТУРНЕ, АТЕИЗМ, МОДЕЛЬ, ПРЕССА, АКВАРЕЛЬ, ПАТЕНТ, ЛЕДИ, ТИРЕ, АНТИТЕЗА, ДЕТЕКТИВ.

3.Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

ИЗЛАГАТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, НАЛАЖИВАТЬ, ПОЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖИТЬ.

4.Какой морфемой является буква А в словах: водА, грубА, дворА, елА и молчА?

Какое значение выражает в слове эта морфема?

5.Каково значение фразеологизма ГОРЯЧАЯ ТОЧКА? Какие еще фразеологизмы со словом горячий вы знаете, в каких значениях они употребляются?

6.От каких глаголов образованы данные причастия? Объясните их правописание.

  1. выкач…нная из бака нефть
  2. выкач…нная из подвала бочка
  3. обвал…нная в сухарях котлета
  4. обвал…нная поленница дров.

7.Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами.

Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

Ателье получило 25 (ножницы).

Космонавты провели на станции «Мир» 152 (сутки).

8.Определите синтаксическую функцию выделенных слов:

  1. Я ль на свете всех МИЛЕЕ, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
  2. Где силой НЕЛЬЗЯ, там надобна ухватка. (И.А. Крылов)
  3. В ДОЛГУ ночь на ветке дремлет. (А.С. Пушкин)
  4. Разговоры становились ЗВОНЧЕ. (А.С. Пушкин)
  5. ПРЕДЛИННОЙ хворостиной мужик гусей гнал в город продавать. (И.А. Крылов)

9. . Какое общее значение имеют сохранившиеся в русских народных говорах древние имена существительные лися, теля, котя, жеребя, порося и т.п.? Какое слово современного литературного языка может  быть поставлено  в этот ряд?         Определите род и тип склонения данных существительных, опираясь на грамматические формы из пословиц и поговорок, приводимых в словаре В.И.Даля.

  1. Несподручно теляти волка лягати.
  2. Городское теля умнее деревенского дитяти.
  3. Краденое порося в ушах визжит.

10. Переведите предложение на современный русский язык.

Лэствица, утвержена и устроена твердо на здание, при трусэ не распадеться, тако и сердце, утвержено мысльми, во время думы не устрашиться

 11.Напишите известные вам высказывания, афоризмы, пословицы о языке.

Прокомментируйте одно из выражений в своем рассуждении о русском языке.


Предварительный просмотр:

Ответы к заданиям 8 класс

Школьная олимпиада по русскому языку 2009 год

I ТУР

Сумма баллов за работу с текстом -20

За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл

За каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла

Заголовок текста 1 балл.

За правильный ответ на первый вопрос прибавляем 3 балла.

За правильный ответ на второй вопрос прибавляем 2 балла.

        

 Максимальная сумма баллов за I тур-26

  Золотой осенний денек. Кругом тишина. Лишь изредка прокурлычут в небе отлетающие журавли. Земля принесла свои богатые плоды и теперь точно собирается на покой и отдых.

       Дорога мягкая, словно хороший ковер. Дожди смочили землю, и теперь она скрадывает топот конских копыт и шорох собачьих ног. Лес сильно поредел, но все еще роскошен в своем осеннем уборе. Яркими полосами уходят вдаль сизые зеленя, покрытые ночной росой. В глубоко дышащую грудь проникает густой воздух и пряный аромат увядающей листвы.

        То появится в разрывах облаков солнце, то опять закроет их бегущая масса. Вот побежал по вершинам деревьев солнечный луч, и красно- лиловая листва заискрилась, заблистала. Потом луч сошел с леса, побежал по полям, засверкал на яркой зелени озимей. Затем взлетел на пригорок, пропал, показался еще раз и скоро потух, скрывшись по ту сторону возвышенности. На некоторое время все опять поблекло, потемнело. Потом тучки опять сошли, открыли солнце, и во все стороны побежали широкие золотые полосы.

                                                                                                  (По Н. Минху)

2 тур.

1.Стена – смягчение согласного.

   Расшить – слияние согласных в один звук.

   Сбить – озвончение.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Всего: 3 балла.

2.Первый столбик: купе, реквием, турне, атеизм, модель, антитеза, тире.

   Второй столбик: шинель, фанера, пресса, акварель, патент, леди.

Оценка: за распределение по группам  - 1 балл, за ошибку в распределении  балл снимается.    

Всего: 2 балла.

3. Не является родственным слово НАЛАЖИВАТЬ. Видовая пара НАЛАДИТЬ. Остальные слова с чередующимися гласными О-А в корне –ЛАГ-(-ЛОЖ-).

За правильный ответ – 1 балл

  4.В слове ВОДА  а – окончание, которое указывает на то, что это сущ. ж.рода, 1-го скл., им.

  падежа, ед. числа.

  Груба а - окончание, которое указывает на то, что это краткое прил. жен. рода, ед. числа.

 Двора а -  окончание, которое указывает на то, что это сущ. мужского рода, род.пад., ед. числа.

  Ела а -  окончание, которое указывает на то, что это глагол прош. вр., жен. рода, ед. числа.

  Молча а – суффикс деепричастия несов. вида.

За каждое слово – 1 балл

Всего: 5 баллов.

5.Горячая точка – место, где возник или может возникнуть военный, политический или др. конфликт.

По горячим следам – по свежим следам.

Всыпать горячих – наказать.

Горячий на руку – вспыльчивый.

Под горячую руку – в состоянии возбуждения, гнева.

Горячий поклонник – страстный поклонник.

Горячая благодарность – исполненная сильного чувства.

Горячая голова – вспыльчивый.

За толкование фразеологизма – 2 балла. За каждый приведенный пример- 1 балл

6.ВыкачАнная (выкачАть) из бака нефть

ВыкачЕнная (выкатИть) из подвала бочка

ОбвалЯнная (обвалЯть) в сухарях котлета

ОбвалЕнная (обвалИть) поленница дров

ОЦЕНКА: за каждое слово по 1 баллу

Всего: 3 балла.

7.Для гаражного кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трех штук. Ателье получило двадцать пять штук ножниц. Космонавты провели на станции «Мир» сто пятьдесят два дня.

За каждый правильный ответ- 1 балл. Итого- 3 балла

8.В 1,2,4 – сказуемое, в 3, 5 – определения.

За каждый правильный ответ- 1 балл. Итого-5 баллов

9. (Имена существительные с окончанием -А (-Я)  обозначают невзрослое живое существо — ребенка или детеныша животных ( сравни литературное  дитя). Они относятся к ср.р. и сохраняют отдельные формы особого древнего типа склонения, аналогичного современному образцу разносклоняемых существительных ср.р. на -мя (сравни теляти — как знамени).

2 балла за общее лексическое значение + 2 балла за слово «дитя» + 2 балла за ср.р. + 2 балла за склонение. Итого: 8 баллов.

10(Лестница сделанная и поставленная прочно у здания, во время землетрясения не рухнет, также и сердце, укрепленное мыслью, в час испытания не устрашится.) 8 баллов. (примерно по 1 баллу за правильно переведенные незнакомые слова.)

11. За каждое приведенное высказывание о языке – 1 балл + 2 балла за сочинение – рассуждение (при наличии орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок баллы снимаются).

Максимальное количество баллов за 2 тур – 43 балла

Итого за оба тура- 69 баллов


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс 2009 год

I ТУР

Комплексный анализ текста

  Существуют писа(н,нн)ые и (не)писа(н,нн)ые правила поведения людей правила хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспита(н,нн)ость и культуру человека. Пр…держиваясь их человек ведёт себя соответствующим образом на работе в школе театре на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещ… когда они поп…дают в лес, на природу. Почему(то) сч…тается что здесь не нужны (ни)какие правила.

   Задумывался ли ты когда(нибудь)что такое бума…ка ( не)брежно броше(н,нн)ая в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем расп..дё(тся,ться) на составные комп…ненты которые пр…рода сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. Мета(л,лл)ическая банка из-под консервов должна пролежать 10-15 лет.

    А ведь сколько людей не задумываю(тся ,ться)над этим оставляя после себя в лесу кучи хлама. Мусор накапливае(тся,ться) из года в год под ним нач…нает меня(тся,ться) жизнь организмов населяющих почву а значит и естественные процессы происходящие в ней. Это приводит к изм…нению р…стительности.

     Происходят и другие, не менее печальные события. И…следования пок…зали что причиной лесных пожаров часто служит стекля(н,нн)ая посуда броше(н,нн)ая отдыхающими. В жаркое время года банки бутылки, особенно если они побиты, превр…щаю(тся,ться) в линзы концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозг…ранию лесной подстилки.

      Лес  это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём уважение к его ж…телям должны быть не менее строгими чем в собственном доме.

       Задания по тексту.

  1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Определите тему текста.
  3. Определите основную мысль текста.
  4. К какому стилю речи относится текст?
  5. Определите тип речи.
  6. Обоснуйте свой ответ.

II ТУР

 

  1. Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими.

Польский , итальянский , чешский , белорусский , английский , болгарский , сербо-хорватский , немецкий , старославянский , венгерский , литовский.

  1. Поставьте ударение в словах.

Августовский, квартал, некролог, ходатайствовать, оптовый, жалюзи, баловать, красивее, диспансер, обеспечение, зубчатый, ломоть.

  1. Определите значение международных словообразовательных элементов.

     Интер –

Фил-

Анти-

Авто-

Нео-

Фоно-

  1. Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова? Докажите.

Грамотей-

Книгочей-

Злодей-

5.        Определите, что за существительное сочетается с указанными словами.

   а) Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать,  

     чтобы  не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним

     преклоняются.

   б) С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и

   перехватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда бывает

    наказуема.  

   в)Его производят, создают и вызывают, кто-то может его добиться ,а что-то его

   дать, он может быть положительным и грандиозным, шумным и дешёвым.-

6.        Какие новые значения появились у данных слов в современном русском языке в  последние годы?

       Мыльница-

       Мышка-

       Кинуть-

       Кликнуть-

      Тачка-

7.        Среди форм единственного числа существительного «клей» есть такие :

  1. клей; 2) клея; 3) клею; 4) клеем. Какие из них имеют омонимичные формы, не являющиеся существительными?

8.        Какие из названий русских городов являются именами собственными мужского рода? Почему?

  Пермь , Суздаль, Гжель , Тюмень , Ярославль.

   

9. Определите, каким членом предложения является инфинитив в следующих предложениях.

а) Учить - ум точить.

б) Желание говорить правду похвально.

     в)Я велел ямщику ехать.

     г) Братья побежали прятаться.

     д) Все стали весело смеяться.

 10. Подчеркните в предложениях сказуемые, определите их тип.

 

     Шутки, остроты, смех – необходимые принадлежности приятного разговора. К сожалению, остроумие – качество довольно редкое среди людей. Большинство же пробавляется в обществе анекдотами, вычитанными или слышанными. Это не только не может заменить природного остроумия, но иногда и прямо неуместно, ибо читанное и слышанное вами могло быть прочитано или услышано и вашим собеседником.

11. Из какого языка пришли в нашу речь слова вождь, страж, врата, младенец, облако, жребий, шлем, пленник, раб? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

12. Слова бутерброд, рюкзак, саквояж, манускрипт, заимствованные из разных языков, отличаются одной важной особенностью. Какой?

13. Переведите предложение на современный русский язык.

Якоже очьная болэзнь видэние омрачаетъ и възбраняетъ лежащая предъ собою видэти, такоже и неправедное слово, аще вънидетъ въ праведныхъ разумъ, то омраченьемъ гнэвнымъ не дастъ видэти истины.


Предварительный просмотр:

Ответы к заданиям 9 класс

Школьная олимпиада по русскому языку 2009 год

I ТУР

Сумма баллов за работу с текстом - 20

За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл

За каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла

  1. Тема текста – правила поведения в лесу. 1 балл.
  2. Основная мысль – нормы поведения в лесу должны быть такими же, как в родном доме. 1 балл.
  3. Стиль речи – публицистический - 1 балл.
  4. Тип речи – рассуждение1 балл
  5. . Обоснование – 3 балла.

Максимум 7 баллов.

 Максимальная сумма баллов за I тур-27

1 тур.

Существуют писаные и неписаные правила поведения людей, правила хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

   Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. Металлическая банка из-под консервов должна пролежать 10-15 лет.

    А ведь сколько людей не задумываются над этим, оставляя после себя в лесу кучи хлама. Мусор накапливается из года в год, под ним начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит и естественные процессы, происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности.

     Происходят и другие, не менее печальные события. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

      Лес -  это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

2 тур.

  1. Не являются славянскими  итальянский, английский, немецкий, венгерский, литовский языки.

За каждый названный язык 1 балл.

Максимум  5баллов.

2. Августовский, квартАл, некролОг, ходАтайствовать, оптОвый, жалюзИ, баловАть, красИвее, диспансЕр, обеспЕчение, зубчАтый, ломОть.

      За правильный ответ 0,5 балла. Максимум 6 баллов.

3. Интер-между

    Фил-друг, любящий

     Анти - против

    Авто – сам

    Нео – новый

   Фоно – звук

  За правильный ответ 1 балл.  Максимум 6 баллов.

4. Слова по словообразовательной структуре неодинаковы, потому что слово «грамотей» образовано суффиксальным способом , а слова «книгочей» и «злодей» способом сложения, то есть исторически это сложные слова.

                                        За правильный ответ 3 балла.

  1. Это слова «талант», «инициатива», «эффект».

 За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 3 балла.

6. Мыльница – простой фотоаппарат.                                                                                                                                  

Мышка – устройство для управления курсором компьютера.

Кинуть – обмануть, перехитрить.

     Кликнуть – перейти к другому объекту на экране компьютера при помощи щелчка левой кнопки «мышки».

Тачка – машина.

 За каждый правильный ответ 1 балл.    Максимум  5 баллов.

7. Имеют омонимичные формы слова «клей» - существительное и глагол в повелительном наклонении, «клея» - существительное и деепричастие, «клею» - существительное и глагол 1 лица единств. числа наст. времени.  

 За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 3 балла

8. Именами собственными мужского рода являются названия Суздаль и Ярославль, так как они склоняются как существительные 2 склонения.

    За правильный ответ 1 балл.

9. Учить – ум точить. – подлежащее и сказуемое

   Желание говорить правду похвально. - определение

   Я велел ямщику ехать. - дополнение

   Братья побежали прятаться. - обстоятельство

   Все стали весело смеяться. – часть составного глагольного сказуемого

  За каждый правильный ответ 1 балла. Максимум 5 баллов.

10. 1 предложение – сказуемое «принадлежности»(составное именное).

      2 предложение – «качество»(составное именное)

      3 предложение – «пробавляется»(простое глагольное)

      4 предложение – «не может заменить»(составное глагольное), «неуместно»(составное именное), «могло быть прочитано или услышано»(сложное)

       За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 4 балла.

11.(Это слова из старославянского языка. В них подчеркнуты элементы, которые являются признаками старославянизмов: вождь, страж, врата, младенец, облако, жребий, шлем, пленник, раб. В первом слове сочетание жд соответствует русскому ж. Во всех словах, кроме первого и последнего, подчеркнуты неполногласные сочетания. В последнем слове — начальное ра- соответствует русскому начальному ро-: было слово «робота»). 1 балл за происхождение слов + по 1 баллу за каждое правильно объясненное слово. Итого: 10 баллов.

12. Слова бутерброд, рюкзак, саквояж,манускрипт, заимствованные из разных языков, отличаются одной важной особенностью. Какой?

(Эти сложные слова состоят из 2-х корней:

нем. Butter = масло,  Brot = хлеб;

нем. Rucke = спина,  Sack = мешок (заплечный мешок);

фр. sac de voyaqe =  сумка для путешествий;

лат. manu scriptum = рукой написанное).

2 балла за общую особенность + по 1 баллу за правильный перевод каждого слова. Итого: 6 баллов.

13.Переведите предложение на современный русский язык.

Якоже очьная болэзнь видэние омрачаетъ и възбраняетъ лежащая предъ собою видэти, такоже и неправедное слово, аще вънидетъ въ праведныхъ разумъ, то омраченьемъ гнэвнымъ не дастъ видэти истины.

        Как глазная болезнь зрение портит и мешает лежащее пред тобой видеть, так же и несправедливое слово, войдя в сознание достойных, затмением гнева не даст увидеть истину.

        Итого: 10 баллов.

Максимальное количество баллов за второй тур – 67 баллов.

Итого за оба тура- 94 балла.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

 

Источник: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/20...