Цели:1) формировать интерес к познанию истории родного края,

формировать представление о казачестве,

приобщать детей к национальным культурам, существующим на

территории нашего района;

2) развивать творческие способности, воображение, внимание, память детей;

3) воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: макет русской печи, казачьего куреня, казачья утварь: чугунки,

утюги, кочерга, коромысло, веник, иконы, платки, рушники,

мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: беседа о казаках и казачестве, посещение Дома – музея писателя А. С. Серафимовича, Казачьего музея, заучивание казачьих пословиц, песен, частушек.

Ход праздника.

(Под фонограмму «Гимна Всевеликого Войска Донского» заходят в зал Хозяин с хозяюшкой)

Хозяин: - Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем!

Хозяюшка: - Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Вместе: - Каравай мы Вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Песня «Мы Вам рады»

(Угощают гостей караваем)

Ведущий: - Как на зорьке заиграет

Ветерок волной,

Солнце ярко озаряет

Город наш родной.

Кто у нас не бывал,

Реки Дон не видал,

Всех мы рады пригласить

В Серафимович погостить!

(На мультимедийном экране слайд с изображением г. Серафимович и его достопримечательностей) .

Ведущий: - Гостям мы рады, что пришли.

Для нас времечко нашли.

Будут здесь у нас забавы,

Представление на славу,

Может быть, и рассмешим.

И вернемся, как во сне,

Мы к казачьей старине.

(На мультимедийном экране слайд с изображением казачьей Усть-Медведицкой станицы, куреней) .

Ведущий: - Мы с вами живем в г. Серафимович. А раньше он назывался станица Усть-Медведицкая. Располагалась она на правом берегу реки Дон. Высоко над рекой стояли казачьи домики- курени. Это чтобы весной вода не затопила их, и чтобы было видно приближение врага.

(На мультимедийном экране слайд с изображением природы Донского края: река Дон, степь) .

Чтец: - Края донские - края родные.

Здесь издавна казаки живут.

Они прославляют края дорогие,

Свои частушки казачьи поют.

(Исполнение детьми казачьих частушек)

Я не лебедь и не гусь,

Выступаю, не боюсь!

Если нет парней хороших,

За плохими - я не гонюсь!

Выхожу и начинаю,

Начинаю просто,

Я решила петь частушки

Лет до девяноста!

Девочки - девчоночки,

Примите на вечорочки!

Может быть последний раз,

На вечорочках у вас.

Ой вы парни, паренёчки,

Вы садитесь на пенёчки.

И забудьте вы про нас -

Обойдёмся мы без вас!

Что вы, девки, губы жмёте?

Аль хороших ребят ждёте?

К вам хорошие не придут,

И плохие все уйдут.

Ой, пыль, пыль в лицо,

На моё крыльцо.

Хороши наши ребята,

Только рыжи на лицо.

Ведущий: - А вы знаете, кто такие казаки?

- По–татарски «гозак» или «гузак»- значит воин, без доспехов, без кольчуги,

без шлема. «Казак» - значит степной воин.

- А вы знаете заповеди казачества?

(Казаком нужно родиться.

Казаком нужно стать.

Казаком нужно быть.)

Ведущий:- Служить Отечеству всегда, во все времена и у всех народов считалось и считается делом почетным. Казаки всегда считали честью служить своей Родине.

(Казак – полномерная воля!

Казак – безоглядная доля!

Казак – нерушимая крепь!

Казак – нетупящийся меч!

Казак – мужества грань!

Казак - благородства дань)

(Исполнение песни «Шел со службы казак молодой») .

Ведущий:- Но не только воевать умели казаки. Славились они и своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:

1. Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

2. Плуг блестит, пока пашет.

3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

4. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5. Где хозяин ходит, там и хлеб родит.

(Слушание записи песни «Ах, ты степь широкая»)

Ведущий:- А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы по дому. Казаки придумали про них загадки. Отгадайте их:

1. Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

2. Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)

3. Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает. (Веник)

4. Где вещи хранили? (В сундуке)

5. Концами над водой висит,

Серединкой на плече лежит. (Коромысло)

6. Идет пароход – то взад, то вперед,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)

Ведущий:- Все, что вы увидели, ребята, это старинные вещи, их осталось совсем немного. А те, которые остались, хранятся в музее.

(На мультимедийном экране слайд с изображением Казачьего музея и Дома–музея писателя А. С. Серафимовича, с фотографиями детей во время посещения музея) .

(Сценка «У самовара»)

Хозяйка:- Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою:

«Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай- чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денёчек! »

1мальчик: - Чай пить – не дрова рубить.

2 девочка: - У самовара не скучаем,

Разговор ведём за чаем!

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном!

3 мальчик:- После бани свежий чай

Казакам всем подавай!

1 мальчик:- Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней!

2 девочка:- Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

3 мальчик:- Мы за чаем не скучаем,

Вместе песни распеваем!

(Исполнение песни «Пчелочка златая»)

Ведущий:- Хорошо чайку попить,

О том, о сём поговорить.

А теперь пора сыграть,

Свою удаль показать.

(Игра «Горелки»)

Ведущий:- «Работай до поту – поешь с охотой! »

У казаков всегда был в особом почете трудолюбивый человек, а над

ленивым посмеивались.

(Сценка «Тит, иди молотить! »)

1 ребенок - Не колода лодырь, не пень,

Лежит целый день.

2 ребенок - Не жнет и не косит,

А обедать просит.

Вместе - Тит, иди молотить!

Тит - Живот болит!

1 ребенок - Тит, иди кашу есть!

Тит – Где моя большая ложка?

2 ребенок-Люди работают – ты отдыхаешь,

Все пошли завтракать – ты обгоняешь.

1 ребенок - Да ты и не работал!

Тит – Я уже выспался, кушать охота!

2 ребенок – Хочешь есть калачи – не спи на печи!

Тит – Буду работать, буду трудиться!

Все вместе - Будем все вместе тогда веселиться!

Ведущий - Кто трудился от души,

Веселись теперь, пляши!

(Исполняется казачий танец)

Ведущий – Праздник подошел к концу,

Веселье не кончается.

Пускай всегда лицом к лицу

Одни друзья встречаются.

(Чаепитие в группе)

Похожие записи:

Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем»
Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в старшей группе

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-folklornogo...