Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.

Поминки в день похорон

На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными.

Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. В настоящее время родственники зачастую выбирают кафе или ресторан для проведения поминального обеда. В этом случае хлопоты с подготовкой поминального стола сведены к минимуму.

Поминки 9 дней

Поминки на девятый день проводят дома в кругу близких родственников. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминки 40 дней

На поминки сорокового дня приглашаются друзья, родственники, знакомые и сослуживцы усопшего. Для православных сороковой день – самая важная дата, так как по православным верованиям, душа предстает для Страшного суда именно на сороковой день после смерти. Поэтому поминальный обед на сороковины сравним с поминками в день похорон.

Выбор зала для проведения поминок

Если в поминальной трапезе участвует более 15 человек, то имеет смысл задуматься о выборе соответствующего помещения.

При выборе зала для поминальной трапезы необходимо учесть следующее:

  • финансовые ресурсы

На стоимость трапезы влияет расположение зала (самые высокие расценки у кафе и ресторанов в центральной части города), а также выбранное меню (спиртное, постные или скоромные блюда и т.д.).

  • количество участников

От количества участников поминальной трапезы зависят необходимые размеры помещения. Если число участников составляет 15-20 человек, поминки можно провести как дома, так и в отдельном зале кафе или ресторана. Если на поминках ожидается от 200 человек, выбор подходящих залов значительно сокращается.

  • расположение поминального зала

На выбор зала влияет расположение кладбища и место жительства родственников усопшего. Оптимальным является расположение зала на пути с кладбища в сторону дома.

  • опыт выбранного заведения в проведении поминальных трапез

При выборе зала для поминальной трапезы необходимо учитывать наличие у персонала опыта в организации поминальных мероприятий. Будучи продолжением ритуального обряда, поминки имеют свою специфику, которая сильно отличается от организации других памятных мероприятий. К примеру, процессу поминок могут помешать неуместная музыка, тематическая или национальная направленность заведения.

Если поминки проводятся дома, целесообразно заказать выездное обслуживание, включая блюда поминального меню.

Поминовение в церкви

Церковные свечи

Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Канун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Приношения Церкви в память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Это также угощения, которые предназначаются церковнослужителям и нищим.

На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутью, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. Вкушая принесенное, священнослужители тем самым поминают усопших. Для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего.

Во время постов не следует приносить в церковь скоромную пищу. В дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это упоминание имен живых и умерших во время молитвы за Литургией, на молебне и на панихиде. Поминовение совершается самим причтом (по помянникам, диптихам), или по запискам «О здравии» и «Об упокоении». Чтобы усопших помянули по именам, следует подать записку «Об упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Помянник

В древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам – двум  соединенным табличкам, на одной стороне которых писались имена живых, а на другой – мертвых. Поминовение по диптихам считалось большой честью. В церковные помянники вносились исключительно имена христиан, придерживавшихся безупречного образа жизни. Кроме этого, каждая христианская семья имела свой собственный помянник.

Подобное разделение диптихов дошло до наших дней. До сих пор в церкви существуют общие диптихи (синодики), и частные, домашние помянники. Синодики, которые ведутся в монастырях и храмах, содержат имена людей, по которым совершается вечное или заказанное на определенное время поминовение. Прихожане же подают для поминовений свои помянники. Записка «Об упокоении» - это простейший вид помянника.

Приобрести помянник можно в храме. По традиции он состоит из двух частей: имен живых и имен усопших. Помянник подается в церкви вместо записки, а в домашнем обиходе служит напоминанием о днях рождения, именинах и других памятных датах. В помянники записываются имена как живых, так и усопших. Таким образом, помянник становится своеобразной родовой книгой.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, независимо от того, произносит ли имена священник, прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы.

Иногда при служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, священнослужители не имеют возможности прочитать все поминовения, ограничиваясь прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Поэтому сами богомольцы должны восполнить труд священнослужителей и прочитать свой помянник во время панихиды или заупокойной утрени.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Когда необходимо совершать память об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего... соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он бессмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело... Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Поминовение дома

Домашние молитвы о здравии и об упокоении называются «келейным правилом». Само название домашних молитв говорит о том, что поминовение должно быть упорядоченным и постоянным.

Церковь призывает верующих молиться о живых и усопших каждый день. Главная домашняя молитва об усопших — это помянник, содержащийся в каждом молитвослове. Молитвы об усопших есть как в утреннем, так и в вечернем правиле.

Если вы хотите добавить к вечерним и утренним правилам особые молитвы об усопших, об этом надо посоветоваться со священником, и по его благословению совершить домашнее молитвенное правило за усопших.

Чтение Псалтири

 «Псалтирь... за весь мир Бога молит», — пишет святитель Василий Великий.

В богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке домашнего чтения Псалтири по усопшим. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, необходимо после каждой «Славы» и после каждой кафизмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения полагаются поклоны, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.

Чтение Псалтири является молитвой Господу. Отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, указывая, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.

Чтение Евангелия

В память живых и усопших может совершаться чтение Святого Евангелия.

«Чтение Псалтири, — говорит преподобный Парфений Киево-Печерский, — укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — Слово Божие, тобой за нее чтомое» .

Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.

Как поминать на домашней молитве неправославных

На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах

Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней. — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты. любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

О подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся» за своего брата, повесившегося в пьяном виде, и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.

Поминовение на кладбище

Христианская традиция называет умерших усопшими, так как считается, что они не погибли, а временно почили и восстанут из гробов в жизнь вечную. Они лежат в земле, потому что то, что взято из земли, в землю же и возвращается.

Согласно шестидесятому правилу Карфагенского собора, на кладбищах запрещается производить пиршества и пьянство. Поэтому родные оскорбляют память почившего, когда распивают спиртные напитки и льют водку на могилу. Вместо этого, лучше зажечь свечу, прибрать могилу, посадить цветы. Можно также позвать священника, чтобы он отслужил панихиду, или же самому прочесть литию, чин которой может совершать и мирянин.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохраните тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8й

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Поминальная трапеза

В православной традиции поминки по усопшему проводятся трижды: в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день.

В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.

На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. В настоящее время родственники зачастую выбирают кафе или ресторан для проведения поминального обеда. В этом случае хлопоты с подготовкой поминального стола сведены к минимуму.

Традиционные блюда поминальной трапезы

Поминальная трапеза является продолжением погребального ритуала, поэтому и меню такой трапезы необычно.

Основным блюдом на поминальном столе является кутья— каша из зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. По традиции освященную в церкви кутью должны попробовать все присутствующие. Непременными поминальными блюдами также считаются блины с медом и кисель. Кисель, как и кутья, обязателен для всех участников поминок и завершает поминальную трапезу. Ещё одним традиционным напитком на поминках является сыта – вода, подслащенная мёдом. Прочее меню поминальной трапезы составляется с учетом постных дней.

Помимо обязательных блюд, поминальное меню традиционно включает овощные салаты и икру, винегрет, котлеты, тушеную баранину, запеченную или жареную птицу, фаршированный перец, отварной картофель, голубцы, пирожки из постного дрожжевого теста с начинкой из картофеля, ягод, сухофруктов, грибов, капусты или риса.

По православным канонам, на поминальном столе не должно быть спиртного, так как алкоголь традиционно связывают с весельем. Тем не менее, в настоящее время спиртные напитки нередко включают в поминальное меню, так как они помогают снять эмоциональное напряжение, связанное с потерей родных и близких. При этом предпочтение отдается крепким напиткам либо сухим винам.

Сервировка стола

Для поминальной трапезы традиционно выбирают повседневную посуду спокойных оттенков и однотонную скатерть. В украшении поминального стола используют ветки ели, брусники, мирта и черную траурную ленту.

Согласно традиции, при сервировке траурного стола, следует избегать ножей и вилок, ложки при этом кладут тыльной стороной вверх.

Иногда на поминальный стол ставят отдельный прибор для усопшего и зажигают поминальную свечу. Стул при этом украшают траурной лентой. Традиция оставлять для покойного посуду и еду не имеет отношения к Православию и расценивается как пережиток язычества. Тем не менее, подобный обряд имеет широкое распространение.

Ритуал поминальной трапезы

Согласно православным нормам, перед началом поминальной трапезы один из близких читает 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш». При каждой смене блюд также читают молитву.

Порядок размещения людей за поминальным столом также имеет свои особенности. Во главе стола сидит хозяин дома, глава семьи. По обеим сторонам от него располагаются родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяют место в конце стола. Однако нередко, особенно если умирает кто-то из родителей, детей сажают по обе стороны от здравствующего родителя.

Во время поминального обеда участники вспоминают об усопшем, о его добрых земных делах и заслугах. Первое слово говорит глава семьи, затем по уменьшению старшинства. Поминальные слова принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя. Нередко право вести застолье передается специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просят исполнить эту обязанность.

При вкушении пищи хлеб и пироги принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, особенно выпечку, желательно раздать присутствующим для того, чтобы они могли помянуть умершего со своими домочадцами.

Благодарить за угощение не принято. В завершение трапезы участники произносят благодарственные молитвы «Благодарим, Тя, Христе Боже наш...» и «Достойно есть...», выражают сочувствие и желают благополучия родным умершего.

По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы. Во время Великого поста поминки можно совершать только в субботние дни. Поминальные дни, которые приходятся на первую неделю после Пасхи и на понедельник второй пасхальной недели переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).

Источник: http://www.ros-ritual.ru/saint-petersburg/articles...